Тенденции в сфере защиты потребителей: обеспечение информирования о правах, кодификация и усиление контроля за детским питанием

Александра Урошлева

Syda_Productions / Depositphotos.com

Президент РФ в качестве национальных целей развития России на период с 2018 года до 2024 года обозначил среди прочего ускорение технологического развития страны, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и снижение в два раза уровня бедности (п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Все эти цели, как подчеркнул заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко на вчерашнем заседании профильной временной рабочей группы, напрямую связаны с уровнем гарантированности прав потребителей.

Когда оказание медицинских услуг может быть признано некачественным? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В центре внимания сейчас, по словам парламентария, находятся так называемые «слабые» потребители – многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями, дети и т. д. Он отметил, что важно не только само по себе обеспечение мер социальной поддержки для указанных групп населения, но и информирование граждан об их правах. В связи с этим начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков напомнил, что планируется к реализации инициатива по созданию в МФЦ специальных интерактивных площадок для потребителей: они смогут участвовать в тестированиях на знания в области защиты собственных прав, получать соответствующие консультации. Нормативной основой для таких новшеств может стать принятый 20 июня 2018 года в первом чтении законопроект, предполагающий в том числе дополнение Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) новой ст. 42.3. Указанной статьей в редакции проекта закрепляется возможность осуществления в МФЦ консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей, а также право подачи жалоб потребителей через МФЦ и с помощью Интернета, включая сайт госуслуг.

Планируется также, по словам представителя Роспотребнадзора, плавно осуществить кодификацию законодательства о защите прав потребителей. Служба совместно с Минюстом России, Минэкономразвития России и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ с 2017 года ведут работу по подготовке такой концепции во исполнение поручения Президента РФ. Необходимость кодификации обширного массива норм, регулирующих правоотношения с участием потребителей, закрепили в Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р (далее – Стратегия). Концепцию по кодификации планируется разработать и утвердить к марту 2019 года (п. 1 Плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 481-р).

«Только с помощью властных структур проблемы решить нельзя. Защита прав потребителей – это «предмет ведения» всего российского общества. Прежде всего это касается, конечно, общественных объединений», – заметил Вячеслав Тимченко. Руководитель комитета по обеспечению безопасности продукции для детей и подростков Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей Инна Коваленко согласилась с тем, что институты гражданского общества должны активно вовлекаться в деятельность по защите прав потребителей. Напомним, что возможность общественной защиты прав потребителей предусмотрена законом. Объединения потребителей вправе, например:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также проектов законов и иных НПА, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, работ и услуг;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей (их группы, неопределенного круга потребителей) (п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей).

Напомним, что 2018-2027 годы объявлены в России Десятилетием детства (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240). В связи с этим Правительство РФ разработало план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия, которым среди прочего предусматриваются проведение мониторинга обеспечения здоровья и организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и разработка во II квартале 2019 года требований к здоровому, безопасному и физиологически полноценному питанию детей в оздоровительных и образовательных организациях (распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р). Инна Коваленко считает, что реализация программных мероприятий окажет положительное влияние на уровень гарантированности прав детей-потребителей, однако некоторые вопросы нуждаются в дополнительной проработке. По ее мнению, поставки детского питания, в том числе по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» фактически выведены из-под общественного контроля. На сегодняшний день контролем качества и безопасности сырья, используемого для производства продуктов детского питания, занимаются преимущественно сами изготовители (поставщики) такой продукции (ст. 22 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 8.1-8.5 СанПиН 2.3.2.1940-05, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 января 2005 г. № 3). Эксперт полагает, что необходимо не менее 30% подобных исследований качества и безопасности детского питания передать «в руки» общественных организаций. Такую инициативу, по словам Инны Коваленко, поддержало и Роскачество на предыдущем заседании рабочей группы Совета Федерации по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Кроме того, по мнению представителя Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей, из нормативного (на данный момент – подзаконного и регионального) регулирования следует исключить понятие «социального питания», а соответствующую поддержку нужно монетизировать (то есть осуществлять ее посредством предоставления денежных средств, а не талонов на питание). Такая мера, подчеркнула эксперт, позволила бы избавиться от наложения на детей, получающих подобную помощь, некой социальной «печати», что иногда может приводить и к травле со стороны окружения ребенка.

Напомним, что на минувшей неделе Верховный Суд Российской Федерации утвердил обзор судебной практики о защите прав потребителей, связанной с реализацией товаров и услуг.

Источник: garant.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ